narkom (narkom) wrote,
narkom
narkom

Category:

Георгий Данелия

Много разных букв написано про него по случаю кончины, и все они правильные, а некоторые может быть даже и не вполне соответствуют масштабу.
image
Несколько лет назад я залез почитать про Данелию будучи уверенным что он давно умер.

И очень удивился, и обрадовался: он жил с нами до вчерашнего дня.

Вернее, мы с ним.
88 лет — достойный возраст, и печаль сдобрена осознанием факта, что мы — современники.
И, позволяя себе каплю пафоса, вполне оправданного при разговоре о таком человеке, скажу: каждый из нас был бы немного другим, если бы не фильмы Данелии.
И дело даже не в полуэфемерном эффекте бабочки, а о сильнейшем влиянии на любого, кто был причастен, то есть — на всех нас.

Не знаю, есть ли ещё творцы, способные столь элегантно маневрировать между безнадёжной, убийственной тоской и — надеждой.
Степень достоверности изображения жизни простых, правильнее даже — настоящих людей сделала Георгия Николаевича недостижимым в этом виде искусства.

Он создал бесчисленное число мемов ещё когда никто не знал, что это они.
Каждый из нас свободно находил что-то своё на общей поверхности любезно расположенного перед нами зеркала. А кто-то и — не хотел это отражение принимать.

Помимо невероятного множества особенностей, деталей, нюансов, подробностей работ Данелии, миллионы раз описанных и препарированных почитателями и критиками, я ещё разок отмечу ту, которой восхищен и всякий раз замираю, когда эти моменты приближаются. Это — непоказанное, специальные такие смены кадра, между которыми умещается — не вечность, нет, но массивный кусок сюжета, достигающий пика выразительности именно потому, что зритель додумывает его сам, и никакой фантазии ему для этого не нужно: вся работа уже сделана создателем.

Например в Афоне, помните, когда Куравлев норовит подлить Леонову водку в пиво, он сопротивляется и — МЫ ПОЕДЕМ МЫ ПОМЧИМСА ночь, смена кадра и всё ведь понятно и никому ничего не надо пояснять.

Или в Паспорте: входят в гостиницу, швейцар говорит что нельзя, не пустит, и один из героев преспокойнейше произносит "руки убери" — и тот же трюк! смена кадра, тусклая лампочка, решетка, ну кто из нас всё это не проходил и кому нужны комментарии?

И ведь не скажешь, что сцены пьянок или драк в кино — все насквозь пошлые и Данелия от них бежал. Наоборот: они представлены богато, с полным знанием дела, живописнее некуда.

...можно писать о нём, и смаковать любимые фрагменты и фильмы целиком несколько суток без сна и еды, и наверно это самое правильное, что мы можем сделать, когда он ушёл.
Включить его фильмы, можно даже тайком ото всех и посмотреть на них ещё под одним, новым и — увы, грустным углом.

И опять обнаружить ещё что-то, что не заметили раньше.
Tags: кино, печаль
Subscribe
promo narkom may 4, 2015 23:41 68
Buy for 90 tokens
Великолепным от interpares навеяно. Когда я был дошкольного возраста п​****ком, я бесконтрольно шароебился по двору и не только. Почему-то сейчас такое даже нельзя в больной голове разместить, что мелкие дети лазиют, где им вздумается, а раньше было так вот запросто. Знаете, вот эти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →